О выступлении генерального директора по энергетике Европейской Комиссии Филиппа Лоу
на VIII Международной Конференции
«Энергетический диалог: Россия-ЕС. Газовый аспект»,
Брюссель, 30 мая 2013 года
Биографическая справка
Практически вся трудовая биография Филиппа Лоу связана с Европейской Комиссией. В этом году исполнится 40 лет со дня его прихода в главный исполнительный орган Европейского Союза, где он начал работать еще в 26-летнем возрасте. Филипп Лоу является Генеральным директором Еврокомиссии по энергии с 2010 года. До назначения на эту должность с 2002 года руководил Генеральной дирекцией по конкуренции, куда перешел с поста главы Генеральной дирекции по развитию, проработав там 4 года. Без преувеличения Филиппа Лоу можно назвать одним из главных строителей Европейского Союза. При этом его отличительными чертами всегда были скромность, выдержанность, высокая политическая культура, умение организовывать работу и получать результаты.
В речи опытного и высокопоставленного аппаратчика, который не уполномочен озвучивать политические заявления, основные посылы следует искать в подтексте. При этом важно не только слышать подтекст, но и хорошо знать законодательство и правила процедуры. Мудрый аппаратчик всегда «замкнет» вас на них вежливыми и логически безупречными фразами. Поэтому, когда вы слышите, например, что цены трубопроводного газа остаются в Евросоюзе эталоном для сравнения с ценами спотового рынка, ценами на сжиженный природный газ или сланцевый газ, это не означает, что цены трубопроводного газа являются образцовыми сами по себе. Указанный «эталон» нужен всего лишь «для сравнения», чтобы яснее понимать, насколько успешна политика устранения зависимости от «монопольных» трубопроводных поставок, и в какой степени спотовый рынок природного газа навязывает свои цены трубопроводному газу.
Накануне конференции европейские средства массовой информации поместили на передний план тему антимонопольного расследования Еврокомиссией в отношении «Газпрома» и компаний с его участием, которые работают на европейском рынке. Господин Лоу призвал не политизировать это мероприятие, а относиться к нему прагматически. Действительно, Еврокомиссия, как и другой орган исполнительной власти, обязана реагировать на жалобы и обращения. Жалобы и обращения непременно возникают, когда против отдельных членов Евросоюза Комиссия применяет процедуру «инфриджмента» за несоблюдение сроков имплементации норм «третьего энергетического пакета». Кстати, упомянутая процедура может закончиться для правительств стран-нарушителей серьезными штрафами. Далее просматривается простая, но эффективная трехходовая комбинация. Ход первый – доказывается, что виновником высоких цен на природный газ является российский поставщик. В том, что эти цены при любом раскладе высокие, потребителей давно убедили. Ход второй – поскольку это для некоторых стран пока единственный поставщик природного газа, то в его направлении делается «строгое лицо», хотя высокие цены и долгосрочные контракты при этом сохраняются путем предоставления отсрочек. Делается это для того, чтобы подготовить третий ход, а именно, ускорить создание альтернативной инфрастуктуры – газопроводов и терминалов приема сжиженного природного газа, для чего высокие цены на энергоносители необходимы, чтобы альтернативные проекты были привлекательны для инвестиций. И, разумеется, высокие цены позволяют уменьшить дотации на создание объектов генерации, использующих возобновляемые источники энергии. Возможным ответом «чёрных», которым необходимо сохранить фигуры, является разумный, но действенный отход по ценам на газ и мощное стимулирование его потребления в промышленном секторе.
По газопроводу OPAL, которому предписано 50% мощности резервировать для нужд отсутствующих сторонних поставщиков, Ф.Лоу высказался прямо, отметив, что газопроводы «Северный поток» и OPAL весьма весомый вклад в инфраструктуру Евросоюза, а потому должны оставаться конкурентоспособными. И тут же добавил: «и открытыми для конкуренции». Также он намекнул на то, что «OPAL gastransport GmbH» пока не нашел клиентов даже на 50% мощности газопровода, а это – 18 МдКМ в год. Не воодушевило Комиссию и предложение российской стороны половину прокачиваемого через OPAL природного газа реализовывать на спотовых площадках. К слову, в России при организации биржевой торговли природным газом присутствие «Газпрома» также ограничили пятьюдесятью процентами. Нужно признать, у Европейской Комиссии нет особых резонов предоставлять исключительные условия внутреннему газопроводу, разве что в том случае, если спрос на его мощности так и не возникнет. Генеральный директор Еврокомиссии по энергетике в кулуарах сказал, что газопровод может получить освобождение от норм «третьего энергетического пакета» на срок до 22 лет, но это как раз тот случай, когда заявителя замыкают на «процедуру». Идти по этому пути рискованно, так как в ходе рассмотрения может обостриться вопрос о соответствии нормам «третьего энергетического пакета» владения «Газпромом» компанией «OPAL gastransport GmbH» через партнерство W & G, созданное в мае 2012 года с компанией Wintershall Holding GmbH.
И еще одна фраза господина Лоу, которая достойна специального толкования: «Если мы собираемся сделать более конкурентными газовый и нефтяной энергетические рынки, то нам следует пересмотреть ценообразование на углеводороды в Европе и поддержать альтернативные источники энергии». Здесь неожиданно появилось слово «нефтяной», хотя обычно в паре с рынком газа называют рынок электроэнергии. Но главное в цитате то, что ценообразование на углеводороды должно быть конкурентным. Иными словами, цены должны определяться на биржевых площадках, но не в закрытых долгосрочных контрактах. О том, что налоги могут существенно исказить рыночность цен, господин Лоу, разумеется, ничего не сказал.
Резюме. Генеральный директор по энергетике Еврокомиссии Филипп Лоу в своем выступлении на конференции «Энергетический диалог Россия-ЕС. Газовый аспект» подтвердил твердую позицию Евросоюза в отношении создания единого, либерализованного и конкурентного энергетического рынка. Он сделал это не только в гибкой манере, присущей опытному аппаратчику, но и с глубоким пониманием темы, которой плотно занимается с 2010 года. В скрытом фокусе его позиции довольно четко просматривалось отношение к российскому экспорту природного газа в Европу не столько как к гаранту энергетической безопасности, сколько как к трудностям решения задач Евросоюза по созданию единого энергетического рынка.
Подробнее о позиции Ф.Лоу читайте здесь: http://link.ac/1HhC510
Михаил Ермолович